Китай, он разный бывает. Бывает обычный, о котором и в книгах, и в кино. А бывает и тот, что взрощен особым народом по имени «купи-продай» и представляет собой целую культуру буйной приграничной торговли с обеих сторон границы. Везут и везут из Суйфэньхе и прочих мест товары огромными сумками, автобусами и фурами. Везут предприниматели для продажи, везут нанятые ими «помогайки», везут простые жители для себя и своих домочадцев. В промежутках между делом, они посещают всевозможные салоны, сауны, частные клиники с иглоукалыванием, тибетской и псевдотибетской медициной и т.д. И все это создается и развивается ради того, чтобы все они купили и увезли товары, оставив по ту сторону границы доллары и рубли. Китай готов на все, потому что с этих рубликов и долларов на месте еле-еле влачащих существование деревушек, фантастическими темпами возникают и расцветают, превращаясь в красавцы, города с небоскребами и торговыми кварталами, готовыми по первому зову сделать или подделать все, что человечество придумало, да и что не придумало еще – тоже.
Наш разговор будет о других наших, посещающих Китай. О командировочных людях. С возникновением множества ниточек, связывающих наши страны, возник и тонкий слой командировочного люда, снующего туда-сюда по своим важным вопросам. Именно ему подчас и достается честь прикосновения к истинному Китаю, а не к тому, который показывают туристам или который создан специально вокруг русских покупателей товаров и услуг всех видов, уровней и мастей.
Это была деловая, ничем особенным не отличающаяся от обычных, поездка в Шеньян, один из пяти крупнейших городов Китая, для решения вопросов по поводу участия китайских компаний в строительстве и ремонте объектов Сахалинского морского пароходства на острове. Пользоваться услугами турфирм было ни к чему, поскольку китайская сторона предложила свои услуги по организации, сопровождению и охране группы в пути.
Поселок Гродеково в Приморском крае – это символ и начало КВЖД. Именно здесь группе из четырех человек предстояло сесть на китайский поезд и проехаться по этой легендарной дороге. Согласно купленным заранее билетам, группа должна была ехать в четырехместном купе. Несколько удивила очень низкая стоимость билетов. Да, чуть не забыл уточнить — шла вторая половина января. На дворе стоял морозец в минус двадцать пять градусов.
Сопровождающий переговорил с китаянкой-проводницей и та, постоянно улыбаясь, проводила группу к купе. Когда дверь купе открылась, улыбки мгновенно стерлись с лиц наших героев. Проводница же, ни на мгновение не изменив счастливого выражения лица, пожелала доброго пути и ушла, задвинув за собой дверь.
— Не переживайте, — сказал на вполне сносном русском сопровождающий, — все будет решено.
Переживать было отчего – разбитое окно зияло большой дырой, отчего температура в купе мало отличалась от наружной. Стенка ниже окна покрылась инеем. Все эмоции по этому поводу к тому моменту были бесполезны, поскольку поезд тронулся, и изменить что-то не представлялось теперь возможным. Тем более, что поезд как раз уже пересекал границу. Вскоре он остановился уже на китайской стороне, и в вагоны хлынула масса народа, стоявшая на перроне. Через несколько минут все тамбуры, коридоры и даже переходы между вагонами были забиты китайцами… В воздухе повис стойкий запах старой одежды и чеснока… Выбитое окно в этой ситуации несколько даже улучшало условия существования командировочных. Судя по постоянной улыбке на лице, сопровождающий был очень счастливым человеком. Внимательно понаблюдав, как подопечные затыкали подушкой дыру в окне, он с видимым удовольствием сообщил о том, что через полчасика их поведут в вагон-ресторан. Мысль о предстоящем ужине согрела. Почти все в группе имели опыт обедов для гостей в Китае. Минимум с десяток вкуснейших блюд, уютная и даже чуточку интимная обстановка… Это было то, что они видели в свои предыдущие деловые визиты в эту страну.
Путь к вагону-ресторану уже сам по себе оказался приключением. Открыв дверь купе, наши командировочные столкнулись с густым, спертым воздухом и плотно забитым людьми коридором. Сопровождающий был не один. С ним – двое китайцев, явно осуществлявших охранную функцию. Совершенно не церемонясь, они действовали четко и со знанием дела, по принципу ледокола – пробивали канал, по которому группа и шла мимо вдавленных в стены китайцев с сумками, пакетами и мешками. И так – четыре вагона.
В жесточайшим образом прокуренном вагоне-ресторане не было места не только для того, чтобы сесть, но и для того, чтобы встать. Охранники привычно творили чудеса! Через пару минут, совершенно не заботясь о том, какое впечатление производят на окружающих, они вышвырнули сидящих за одним из столов и усадили группу. Появившийся из ниоткуда официант смел все следы предыдущих трапез на пол, перевернул скатерть на другую сторону и исчез. Отсутствовал он не более пяти минут.
Надо признать, еда была свежая и очень вкусная. Однако она становилась колом в горле, потому что вокруг стола, нависая над сидящими, плотным кольцом стояла голодная, тяжело дышащая чесночно-дешевотабачным перегаром, кашляющая, шмыгающая сопливыми носами, чихающая масса китайцев…
К вечеру проводница принесла толстые пуховые одеяла. Словно в коконы, запеленались в них, и только тогда удалось согреться и уснуть. Ночь прошла прекрасно, если не считать того, что двое на нижней полке встали утром с помощью соседей по купе. Почему? Волосы примерзли к сырой стенке.
К обеду делегация прибыла в Шеньян. Это бы уже другой, традиционный и вполне знакомый миру Китай с его великолепными гостиницами, шикарными банкетами и привычными чашками с зеленым чаем на переговорах. Этот Китай вполне неплохо описан и показан, а потому и продолжать рассказ не имеет смысла. Наши герои вполне насладились и великолепным сервисом, и знаменитыми китайскими банкетами
Все было хорошо, командировка получилась плодотворной. Домой улетели самолетом.